пятница, 4 декабря 2009 г.

Культурный ландшафт. Учебный диалог. Часть 5.

Неофит. То есть получается, один исследователь культурного ландшафта на 50 тысяч квадратных километров?

Географ.  Для географа естественно так считать. А как еще? Тогда как сколько приходится физиков на одну элементарную частицу?

Физик. Частиц всего тысяча, а счет физиков перевалил за сотню тысяч, то есть больше тысячи физиков на одну крошечную элементарную частицу.

Неофит.Чем, по-вашему, вызван такой дисбаланс?

Географ.. Я могу отделаться общей фразой, что пространство вообще находится на периферии современной культуры. Во-первых. современная культура хроноцентрична, она работает со временем, она вырастает из времени, она считает время.
(Ссылка на Диалог о времени)
Во-вторых, тут есть такая парадоксальная вещь. Сама культура, и в частности государство, и особенно государство бюрократическое, чрезвычайно сильно выражает себя в пространстве. И в этом смысле современное общество и современное государство беспрерывно работает с пространством, и оно не нуждается в критике – и даже просто взгляде – со стороны.

Учитель. В этом смысле география современному обществу, причем обществу любому, практически не нужна; общество само знает – вернее, считает, что знает – все, что ему нужно. География занимает свое место в системе наук по одной-единственной причине – только потому, что по традиции география является школьным предметом.

Политолог. Это видно хотя бы по тому, скажем, сколь мало географов привлекались к профессиональным работам, когда распадался и распускался Советский Союз. Мы видим огромную плеяду экономистов, большую плеяду правоведов, которые пришли во власть, принесли профессиональные представления и начали проводить какие-то акции, неважно – удачные или неудачные. В то же время стремительно перестраивалось все пространство Северной Евразии, частью которого был распад Советского Союза. И я рискну сказать, что географы не привлекались, а если и привлекались, то только для обслуживания уже принятых решений. Грубо говоря, в 1989 или в 1990 году никто не спросил географов, распадется ли Советский Союз, тогда как профессионалы – немногие, правда, – понимали, что процесс зашел так далеко, что его уже даже бессмысленно останавливать. Хотя бы потому, что Советский Союз был очень четкой пространственной конструкцией. И эта конструкция была более или менее известна профессионалам – немногим профессионалам, но известна. Но мы, по-моему, немножко уклонились от темы культурного ландшафта.

Неофит. Да нет, не уклонились, потому что очень странно слышать это в стране, которая когда-то занимала одну шестую, сейчас, наверное, одну седьмую часть суши, в стране, которая самая большая по территории, в стране, если не самая северная, то самая холодная. Казалось бы, что здесь-то географ должен быть царем и богом. Это отсутствие традиций или?...

Географ.. Строго говоря, я не очень понимаю, в чем тут дело. Во-первых, не приходится говорить о традиции, география очень молодая. Хотя мы, географы, занимаемся примерно теми же вещами, которыми занимался Страбон, мы изучаем те различия мест, которые признаются культурно значимыми. В этом смысле география ничем не изменилась. А академическая география очень молодая, ей нет двух столетий. До революции, конечно, она занимала гораздо большее место, но в основном, посредством Императорского Географического общества, которое само было очень видным научно и общественно. Но что интересно, география тогда обслуживала внешнюю экспансию, все эти замечательные, выдающиеся в профессиональном отношении экспедиции, вроде экспедиций Пржевальского, который был блестящим генштабистом, кстати говоря. И очень интересно, что он характеризует территорию нынешнего Китая с точки зрения возможности прохождения войск. н говорит – "безводная местность, нет колодцев, враждебные племена должны быть истреблены передовыми отрядами; потом там территория, где есть песчаные бури". То есть он рассматривал весь материал ландшафта с одной как бы точки зрения. А что касается внутреннего устройства государства российского, географы никогда не занимали никакого места. И я, кстати говоря, не уверен, что для науки это плохо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Услуги ПриватБанк