Неофит. Но если мы начинаем понимать культурный ландшафт с должной долей узости, то не обнаружится ли странная вещь – не все освоенные территории, не все территории, где живут люди, это культурный ландшафт?
Географ. Понимая культурный ландшафт широко, просто как освоенное пространство, мы не видим сейчас на земной поверхности ничего, кроме культурного ландшафта. Даже поверхность Антарктиды довольно прилично затрагивается человеческой деятельностью, взять хотя бы химизм ее снега.
Неофит. Но существует очень много способов временного, буквально хищнического использования территорий, где люди только добывают ресурсы, но фактически не живут! Например, большая часть Сибири – это пространство, которое используется для добычи ресурсов, а не для жизни. Причем эта добыча ресурсов разрушает не только природный ландшафт, но и культурный ландшафт туземцев.
Этнолог. Нелепо говорить, что Сибирь – пространство незаселенное. Сибирь – полностью заселенное пространство, просто оно заселено людьми, которые не практикуют сельского хозяйства, не практикуют городов, но очень умело живут в своем культурном ландшафте – это все коренные народности Севера. Кстати, современная культура безумно много обязана этим народностям. С каждым типом культурного ландшафта очень хорошо согласована традиционная еда, традиционные напитки, совершенно как бы традиционные галлюциногены. И тогда искажение ландшафта действием входит в ландшафт. Российский культурный ландшафт испытал на себе следы злоупотребления алкоголем, потому что если мы подразумеваем под культурным ландшафтом не только отхожие места и места промыслов, но и, скажем, жизнь таких странных образований, которые трудно отнести в какой-либо другой культуре, кроме советской, – это рабочие поселки городского типа, то явно, что они конструктивно испытали на себе многолетний алкоголический опыт их обитателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий